19 мая «КоммерсантЪ» (№87) опубликовал статью «Первая грузовая сбрасывает цемент». В публикации сообщается, что Первая грузовая компания (ПГК) до конца года спишет почти 10% парка вагонов-цементовозов в России. Нынешние цены на перевозки грузов в них не окупают содержания вагонов, и единственной альтернативой продолжения списания парка компания называет троекратный рост цен. Производители цемента на повышение цен не готовы, утверждая, что работают на грани рентабельности. Конкуренты ПГК отмечают, что она сама в последние два года демпинговала, а эксперты ждут полного прекращения перевозок цемента по железной дороге.
Комментарий ООО «СМПро»
Перевозки цемента всегда относились к категории многотоннажных и на долю железной дороги приходится 65-70% от общего объема поставок цемента. Средний радиус перевозок цемента всеми видами транспорта по России по данным НИИЦемента и Росстата составил: 2006 год — 504 км, железнодорожным транспортом – 645 км; в 2007 году соответственно 564 и 738 км, в 2008 году – 760 км и 1137 км. Снижение же показателя в 2009 году до 600 км не может характеризоваться как тенденция. Кроме этого экономически целесообразный радиус автоперевозок не превышает 200 км.
Следует отметить, что ссылки на отсутствие средств у операторов железнодорожных перевозок не совсем корректны. По заявлению ПГК, в 2008-2009 годах перевозчикам поступило всего 30 вагонов-цементовозов, однако не учитывается, что по данным Росстата в 2006 году таких вагонов было поставлено более 1,5 тыс., в 2007 – 5,5 тыс. Что касается последних 2 лет, то по данным InfoLINE в 2008 году было произведено 1255 вагонов-хопров, а в январе-сентябре 2009 года – 451 вагон. В условиях дефицита подвижного состава 2006-2008 годов, такое развитие показало способность производителей вагонов и главное транспортных компаний гибко и оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.
Поэтому и вывод из эксплуатации старых вагонов вряд ли приведет к снижению объемов ж/д-перевозок. Он будет компенсирован другими перевозчиками, обладающими обновленным парком вагонов и имеющими запас прочности для ценовой конкуренции. Но самым главным фактором сохранения железной дорогой своих позиций остается пространство страны. Даже в Европе, где плотность цемзаводов выше, а плечо доставки короче, на долю железнодорожников приходится не менее 10% цементного трафика.
Таким образом ожидать дефицита подвижного состава в обозримом будущем не приходится. А значит и оказать давление на рост цены цемента стоимость аренды железнодорожных хопперов не сможет.
Источник ООО «СМ Про»