Итоги цементной отрасли за 2010г.

ПРОИЗВОДСТВО
Производство цемента в 2010 г. увеличилось на 13.8% по отношению к оперативным данным 2009 года (на 15,4% – по отношению к уточненным данным по производству за 2009 год) и составило ~50.4 млн. т.
Существенный рост производства наблюдался на заводах Евроцемент +4.0 млн. т (+26%), Сибирский цемент +0.52 млн. т (+19%), Горнозаводскцемент +0.47 млн. т (+102%), Dyckerhoff +0.46 млн. т (+32%), Мордовцемент +0.43 млн. т (+13%).
Наибольшее снижение производства цемента в 2010 году произошло на заводах Holcim – 0.18 млн. т или – 8% к 2009 г., HeidelbergCement – 0.15 млн. т (-20%).

ПОТРЕБЛЕНИЕ
Потребление цемента увеличилось на 13.5% до 49,8 млн. т
Перевозки цемента ж/д транспортом в 2010 г. увеличились на 13.8% и составили 32,3 млн. т.

СРЕДНЕОТРАСЛЕВАЯ ЦЕНА
Цена производителей цемента (без НДС и доставки) снизилась в 2010 году на 4,4% до 2145 руб./т (Прогноз СМПРО – 2115 руб./т).
Цена приобретения (с НДС и доставкой) снизилась на 13,8% до 3085 руб./т
Рентабельность продаж снизилась до 10%.  

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СДЕЛОК M&A НА РЫНКЕ ЦЕМЕНТА
HeidelbergСement. В конце 2010 года HeidelbergCement приобрел контрольный пакет акций ЗАО «Строительные материалы» (Сода) в Республике Башкортостан (ноябрь).
Евроцемент. По данным газеты «Ведомости» в состав акционеров «Евроцемент груп» вошли структуры Сулеймана Керимова и Сбербанка России (июнь, Цементный бюллетень №6).
Государствопродало 25,5%  акций Искитимцемента. Сумма сделки – 645 млн. руб. (декабрь).
Сбербанк может получить контроль над Искитимцементом в процессе реструктуризации долга РАТМ (декабрь).

КОРПОРАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ
РАТМ и Сибирский цемент. Компания РАТМ восстановила контроль над всем производственным  комплексом ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» (март, Цементный бюллетень №4)
Евроцемент. Компания договорилась с предпринимателем Павлом Кротовым о реструктуризации долга на 600 млн. долларов и отзыве судебных исков (апрель, Цементный бюллетень №4)

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОАО РЖД. ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ИГРОКА НА РЫНКЕ ЦЕМЕНТА
Завершилась передача парка грузовых вагонов РЖД дочерним предприятиям ПГК и ВГК. Практически все специализированные вагоны — минераловозы, цементовозы и др. переданы в ПГК. Для производителей цемента это означает, что они будут вынуждены делиться сезонной прибылью с транспортными компаниями, а потребителям стоит ожидать ежегодного динамичного роста цены продаж цемента в сезон.

ДОСТИЖЕНИЯ И РЕКОРДЫ
Почти рекордные темпы роста производства +13,8%. Максимальный темп прироста зафиксирован в 2006 году +14,0%. При уточнении ФСГС данных по производству за 2010 год предыдущий рекорд может быть побит.
Снижение средних цен приобретения цемента на 13,8% на растущем рынке.
Максимальный объем экспорта клинкера за всю историю России – 3,3 млн. тонн.

По материалам СМПро (на основе данных ФСГС, РЖД, ФТС)