Обзор рынка железобетонных изделий и конструкций в 2010г.

Рынок ЖБИ и ЖБК в отличие от всего российского рынка стройматериалов не снижался в части средней цены изделий (см. статистику ЖБИ и ЖБК СМПРО) в период кризиса. И не смотря на то, что в 2009 году объем производства упал почти на 40%, уже со следующего года он опять стал расти (более 15% в 2010 году).
В основе такого положения лежит 2 основных фактора:
1. Объективный – высокая доля неснижаемых затрат на содержание производственной инфраструктуры и высокие энергозатраты  непосредственно на производство ЖБИ и ЖБК;
2. Субъективный – региональное доминирование производителей панелей жилья типовых серий.
Снижение объемов продаж заставило производителей ЖБИ и ЖБК переложить затраты на содержание инфраструктуры заводов на оставшийся объем изделий. В результате даже в условиях снижения цены на все компоненты ЖБИ (цемент, щебень, металл), доля накладных расходов и энергозатрат не дали производителям маневра для ценовой конкуренции.
Кроме этого, рынок ЖБИ и ЖБК имеет ярко выраженную двойную сегментацию дистрибуции. В первой части продукция не выходит за пределы домостроительных комбинатов, которым принадлежат заводы ЖБИ, и используется исключительно для строительства домов собственных серий. Вторая часть, условно называемая рыночной, продается широкому кругу потребителей. В неё попадают изделия, не привязанные к конкретной строительной серии.
Маркетинговые различия этих групп ЖБИ дают производителям значительный маневр в ценообразовании. Благодаря «закрытой» группе потребления изделий для серийного домостроения ДСК могут увеличивать издержки на строительство за счет большей цены поставки изделий внутри цепочки завод-монтажник. В свою очередь высокая цена «серийного» кубометра, позволяет удерживать на том же уровне и цену товарного железобетона.
В настоящее время наметилась тенденция к консолидации заводов ЖБИ и ЖБК вокруг домостроительных комбинатов. В условиях падения спроса, независимые ЗЖБИ стали заложниками строителей. Высокие издержки на содержание заводской инфраструктуры, энергозатраты на пропарку изделий и отсутствие свободного доступа к недорогим кредитным ресурсам, заставляют производителей постепенно переходить «под крыло» строительных холдингов и девелоперов.
По материалам «СМПро» http://www.cmpro.ru/